Слепой художник: не оксюморон. О выставке «Про-зрение»

30 сентября 2015 года

Про зоркое сердце Сент-Экзюпери заговорил не первым. Еще древнегреческий философ Демокрит , по легенде, лишил себя физического зрения, чтобы не отвлекаться  от созерцания глубин философских. Мировоззрение, точка зрения… Видеть —  в нашей культуре — почти то же самое, что знать; а потерять зрение — значит, вступить в иную реальность. Увидеть ее зрячими глазами позволила масштабная выставка слепых художников «Прозрение» открытая в сентябре в выставочном центре Союза Художников.

Вход в выставку задрапирован плотной черной тканью. «Ой, ничего не видно!», —  для того, чтобы пройти в светлый зал выставочного пространства, надо сначала преодолеть абсолютно темную комнату. Зрячие люди натыкаются друг на друга, путаются в складках ткани. Кто-то спереди наконец-то находит выход, в комнату попадает свет, теперь все нормально, все видно.

» Мы специально организовали такое пространство, чтобы зрячие могли почувствовать, что значит, жить в темноте», — комментирует организатор выставки Любовь Алексеевна Высоцкая, сотрудник библиотеки для слепых — «Там в центре на тумбе лежит бумага и фломастеры. Попробуйте нарисовать хоть что-то в темноте. Хоть  цветочек, солнышко, а потом посмотрите на картины, на лепку, которые создают художники с абсолютной потерей зрения».

Посетители оглядываются: где-то экспрессивно-яркие, где-то наивные, как детские, работы показывают то, что недоступно зрячему: переведенные в изобразительный ряд ощущения, а не визуальные образы.

«Каждый художник воплощает в своих произведениях собственное зазеркалье. Если зрячий художник опирается на чувственное осязание, чувственное зрение, незрячему художнику приходится опираться на свои ощущения, напряженную умственную работу и на свое развитие. Незрячий художник должен постоянно находиться в процессе сосредоточения», — объясняет искусствовед Людмила Николаевна Митрохина.

Незрячие люди, и в правду, очень сосредоточены, постоянно напряжены. За ними трудно наблюдать долго: они считывают информацию телом, и смотрящего сковывает неизбежная эмпатия. Чуть откинутая назад голова, расправленные плечи,  — фигура гимнастки выдает Тамару Куренкову, своего рода королеву незрячего сообщества. Ее удивительная выправка (Тамара, действительно, занималась гимнастикой) и сила характера привлекли режиссера Александра Сокурова, когда он снимал «Русский ковчег». В фильме она объясняет главному герою шедевры Эрмитажа. Это не только режиссерский ход: Тамара, потерявшая зрение в 7 лет, действительно любит искусство. Любит «смотреть» и творить. На выставке ее керамика отличается нежными, гибкими линиями и  сложностью образов. Вот из безобразной шкуры мучительно вылезает человек. Он красив и гибок, но не до конца освободившийся от чудовищного обличия, прикован к земле; его руки напряжены, голова наклонена. «А, это  царевна-лягушка. Одна из первых моих работ, когда еще не было печки для обжига. Она о том, что и в безобразной шкуре может быть прекрасная душа «, — объясняет  Тамара.

Интересно, что совсем незрячие люди очень ярко одеты:  рядом с к красным платьем Тамары появляется красная юбка другой незрячей художницы. На выставке представлены ее давние работы: напряженные, словно пульсирующие образы бросаются в глаза, буквально требуют внимания зрителей. «Еще недавно я видела свет. Теперь, когда я касаюсь выключателя, мне кажется, что вижу искры. Но, наверное, это в моем мозгу. А я теперь совсем ничего не вижу», — Наталья Селиванова окончательно лишилась зрения совсем недавно. До этого — различала свет и тени, а еще раньше — могла рисовать. В ее работах повторяется образ танца: пружинистое движение, похожее на пламя, олицетворяет женская фигура. «Вы раньше танцевали?», — неловко спрашиваю я.

«Почему раньше? Я и сейчас танцую. А теперь, без зрения еще больше. Я рисую своим телом», — с достоинством отвечает художница. О своей слепоте она может говорить прямо; среди незрячих это редкость.

Открывать свой внутренний мир в цвете, несмотря на полную слепоту, научилась Татьяна Семенова . Цвет для нее сейчас — это узелки, завязанные на шерстяных нитках. Она вяжет из шерсти цветные и объемные картины, воплощая в них свою философию и жизненный опыт.  «Я придумала азбуку цвета.  Например, один узелок похож на ягодку-голубичку  — вот он, голубой цвет, или большая петелька — как помидор, значит красный, две петельки — две вишенки», — рассказывает художница. Все ее работы сюжетны, каждая сообщает зрителю не только настроение или шутку, но точно формулирующийся смысл: «Вот это слепая любовь. А дело в том, что любовь — она всегда слепая. Влюбляемся и любим мы сердцем, ведь так? Да, они слепые, но у них воздушный змей в облаках, и с ними собака-проводник», — Татьяна воодушевляется, хочет объяснить, озвучить каждую из своих и без того громких работ.

Вязаные из шерсти, плетеные из бисера, выдавленные на металле или вылепленные из глины  — объемные работы говорят об полной слепоте своего хозяина. А вот одну стену занимают красивые пастельные силуэты Петербурга, нарисованные на бумаге- все в дымке, изящно переплетаются тона; и зрителю до боли в глазах хочется, чтобы город  наконец-то проступил, прояснился хоть на одном рисунке; но — такого рисунка нет, как и нет перед глазами автора графической точности Петербургских зданий. Такой художник называется слабовидящим.

Держа в руках микрофон  и пытаясь усилить важность и уникальность выставки, искусствовед Людмила Митрохина, говорит одну ошибочную  вещь: «Что их сподвигает творить? Зачем они берутся за бумагу и кисти, работают с глиной?». Лица незрячих людей не покажут эмоций, не отразят обиды, они и возражать не станут, но такие неосторожные высказывания оставляют царапины. «Людей от животных отличает способность к творчеству! Все люди — творцы! Ну, конечно, кто-то раскрылся, кто-то нет… Но человек всегда может творить. А что же нас к животным-то приравняли…» , — слышу сбоку расстроенный голос.

Глядя на слепых художников и их работы, такие разные по темам, техникам, художественным достоинствам,  я понимаю, что это и есть свидетельство присутствия Бога в каждом человеке. Творчество — это не дополнительная способность здоровых людей, это основная потребность, сопровождающая духовный рост и развитие любой души.

Произведения незрячих людей отражают не только их внутренний мир и ощущения внешнего, они  ярче всего показывают проступающий сквозь человека образ Божий.