Подопечные ОЦБСС приняли участие в празднике Преображения Господня в Спасо-Преображенском соборе

19 августа 2017 года

19 августа, в праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Спасо-Преображенский собор встречал своих многочисленных прихожан.

В этот день, на престольный праздник, в соборе совершалось две Божественные Литургии. Раннюю Литургию служил иерей Андрей Смирнов. На ранней Литургии причастилось более 80 прихожан собора. По окончании ранней Литургии был отслужен водосвятный молебен и совершено традиционное освящение плодов.

Позднюю Божественную Литургию возглавлял настоятель собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужил протоиерей Владимир Жильцов и иерей Феодосий Амбарцумов. К Чаше Христовой приступило около 400 причастников.

После пения запричастного стиха иерей Феодосий Амбарцумов произнес слово проповеди на тему праздника.
По заамвонной молитве был совершен крестный ход вокруг собора, а затем состоялось освящение плодов.

По окончании Богослужения настоятель собора обратился к верующим со словом поздравления с престольным праздником:

«У каждого христианина есть такое место, где его душа преображается – это наши святые храмы. Здесь сердца наши наполняются светом, смыслом и содержанием. Здесь мы живем надеждой и радостью. Но Господь также призывает каждого из нас идти к людям, к тем, кто страдает – кто пребывает сейчас в горести или несчастье. Господь каждого из нас призывает творить добро через любовь к ближнему своему. Господь каждому указывает дорогу истины и спасения – нам же стоит только вступить на нее и идти. Потому что если мы с вами не станем христианами по делам своим – то ничего в нашей жизни не изменится. Вера наша должна проявляться в делах!

Всех вас поздравляю с этим радостным великим днем!
Пусть ваши сердца и души преобразятся радостью и благодатью, которую мы приняли сегодня в сердце.
И эти плоды, которые мы сегодня с вами освятили – пусть станут символом той радости, которую сегодня на богослужении в совместной молитве мы испытали.
Несите этот свет Праздника Христова в мир, передавайте благодать Святого Духа вашим близким и родным – чтобы радость и сладость жизни с Богом коснулась всех».

После богослужения волонтеры из молодежного клуба Спасо-Преображенского собора «Православная среда» вместе с настоятелем раздавали всем прихожанам освященные яблоки – которых было заготовлено около тонны!

Великолепный цветочный декор — изящные композиции из живых цветов и фруктов, которыми был украшен буквально весь собор, создал особенно торжественное настроение в этот праздничный день.

В царские времена праздничными гуляниями было принято отмечать праздник Преображения Господня. Основные торжества разворачивались именно у стен Спасо-Преображенского собора на  Преображенской площади. Отдавая дань традициям, собор, по благословению настоятеля протоиерея Николая Брындина, возродил эту историческую традицию – пригласив всех желающих на праздничный концерт, который прошел на площади перед храмом.

 

 

Перед собравшимися выступил хор Спасо-Преображенского собора под управлением регента Алексея Шибанова, иерей Анатолий Першин,  лауреат международных конкурсов и фестивалей, певица Ольга Братчина и Русская роговая капелла, аналогов которой нет в мире.

 

Спасо-Преображенский собор является главным храмом Социального благочиния. Вот и в этот раз в празднике приняли участие многочисленные гости – дети-сироты из детских домов, проживающие в Психоневрологических интернатах, а также гости с ограниченными возможностями из социальных учреждений города. Все они — подопечные Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.

Смысл и значение праздника Преображения Господня

Преображение – это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников – Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово имеет то же отношение к тайне, как волна к глубине океана.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка – Моисей и Илия – и беседовали с Ним. Толкователи Священного Писания говорят, что это была беседа о голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Господь не только проповедовал Евангелие народам, Он одновременно воспитывал и просвещал Своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия израильский, но и всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что Он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного ко кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния и сомнений, свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

Таким образом, вера учеников была укреплена и приготовлена к испытанию предстоящих страданий и смерти Спасителя; и они могли видеть в них не только человеческое страдание, а совершенно вольную страсть Сына Божия. Ученики также видели Моисея и Илию, беседующих с Господом, и тогда поняли, что Он Сам не Илия или один из пророков, а кто-то намного выше: Кто мог призвать закон и пророков быть Ему свидетелями, т.к. Он был исполнением обоих.

Суть Преображения раскрывается в его символах. Гора – это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к сознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.

Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того — учитывая, что каждое событие церковного календаря имеет отношение к личной духовной жизни — видит преображенное состояние христиан при конце мира. В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие.

Зачем на Преображение освящают фрукты в церкви?

В православной Церкви есть благочестивый обычай приносить на этот праздник фрукты для освящения; и это приношение Богу тоже имеет свой духовный смысл.
Как фрукты зреют и спеют под лучами летнего солнца, так и человек призван духовно созревать и преображаться под влиянием света Божественного слова и таинств.

Со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу, с произнесением при этом особой молитвы.
В начале все создания Божии были «добры зело», т.к. на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его «Да будет». Тогда всему было заповедано пребывать на земле без особых освящений. Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятие Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3, 17). Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20), т.е. все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке–человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные последствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если бы премилосердным Христом Богом, Иисусом Христом, не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?
Поэтому только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды.
По старинной традиции начатки плодов освящаются на Преображение.