Среда Светлой Седмицы

11 апреля 2018 года

11 апреля, в среду Светлой седмицы, в Спасо-Преображенском соборе совершалась Божественная Литургия собором священников социального благочиния. Возглавил Богослужение настоятель собора, благочинный Социального благочиния протоиерей Николай Брындин. Сослужили настоятели храмов Социального благочиния.

Слово седмица, означающее «годовой отрезок, равный семи дням», имеет библейское происхождение, так как Бог сотворил Свои дела за шесть дней и в седьмой день почил от дел. Начинается седмица с Недели, что значит не делать в этот день согласно 5-й заповеди Бога.

Этот день посвящен памяти о воскресении Христа из мертвых, он так и остался в народном календаре – воскресенье. Далее следует первый день по Неделе – понедельник. Затем второй – вторник, после которого наступает середина – среда. Четвертый день – четверг. Пятый – пятница. И завершает седмицу суббота, название которой установлено еще в Ветхом Завете через пророка Моисея. Суббота была установлена Богом как день покоя от дел, но в Новом Завете этот день заменило Воскресение. Во всех календарях воскресенье остается выходным днем.

С апостольских времен торжественное празднование христианской Пасхи, подобно ветхозаветной, продолжается целую седмицу. На Шестом Вселенском Соборе в 66-ом правиле было принято «От дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новой (Фомины), во всю седмицу верные должны в святых церквах непрестанно упражняться в псалмах и пения духовных, радуясь и торжествуя о Христе и внимая чтению Божественных Писаний наслаждаться святыми Таинами (Св. Причащением). Ради этого торжества не бывает конское ристалище или иное народное зрелище». В Светлую седмицу отменяется пост в среду и четверг, поэтому она называется сплошная.

Во всю Светлую седмицу совершается пасхальный трезвон.

Слово в Среду Светлой Седмицы Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического

«Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь: праздников праздник и торжество есть торжеств: в оньже благословим Христа во веки.

Законодатель Ветхого Завета, учреждая для народа иудейского праздник Пасхи, неоднократно внушал иудеям особенную важность сего праздника, и предписал совершать его со всей торжественностью. «Законно, — говорит он, — вечно празднуйте его». Душа, нарушившая святость сего праздника, «погубится… от сонма сынов израилевых» (Исх. 12:14, 19).

Законодатель Нового Завета, наш, братие, Законодатель, несмотря на то, что Сам соделался для нас пасхой, закланной на кресте, не повелел ученикам Своим начертать в священных книгах Евангелия закона о праздновании Пасхи. Один только из апостолов Его заметил, что христианам должно праздновать Пасху «ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины» (1 Кор. 5:8).

Между тем Пасха иудейская, столько раз предписанная законом, огражденная страхом казни смертной, не раз совершалась незаконно, даже вовсе оставлялась и пренебрегалась иудеями. Напротив, Пасха христианская всегда совершалась со всей торжественностью. Еще христиане не имели храмов, еще гонимые язычниками, сокрывали свое богослужение в вертепах и пропастях земных; но воспоминание Воскресения Христова было уже виной торжества столь светлого и продолжительного, что один из древних защитников христианства (Тертуллиан) в слух всех язычников говорил: «Ваши праздники, взятые все вместе, не могут сравниться продолжением своим с одной Пасхой христианской».

Отчего, братие, столь несходная судьба Пасхи иудейской и христианской? Оттого, без сомнения, что основанием первой было благо временное — освобождение израильского народа от рабства египетского; а основание последней есть благо вечное — освобождение всего рода человеческого от рабства греха и смерти. Помнить вечно благодеяние временное, давно прошедшее, трудно; не помнить благодеяния вечного, всегда ощущаемого, невозможно.

В самом деле, братие,.. для христианина совершенно невозможно не исполняться ныне радостью. Воскресение Господа нашего, без всякого закона, повеления и учреждения, само по себе есть торжество торжеств и праздников праздник. Раскроем эту утешительную истину.

Что служит основанием всех празднеств священных? — В одних выражается преимущественно твердость и чистота веры; в других особенно открывается благодеяние любви и добродетели; в иных ощутительнейшим образом проявляется высота и святость упования христианского. Но Воскресение Иисуса Христа совмещает в себе все эти качества в самой высшей степени. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша; есть высочайшее торжество добродетели, ибо в нем самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением; есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетовании самых величественных. Сей нареченный и святой день, праздников праздник и торжество из торжеств!»