Воспитанники Центра св. Василия Великого вернулись из Школы Странствий

6 сентября 2015 года

Воспитанники Центра Василия Великого вернулись из Школы Странствий.

Уже девятый год Центр социальной адаптации св. Василия Великого проводит два летних месяца в трудном походе-путешествии. В последние годы многокилометровый маршрут ведет «трудных» подростков вместе с педагогами по суровым северным землям, где каждому дается шанс по-новому встретиться с собой, с миром и с Богом. О странствии этого лета рассказывает директор Центра, организатор и неизменный участник Юлиана Никитина.

О северной любви.

Были в Карельской епархии, Мурманской, Североморской епархиях; только пешком прошли более 500 км. И за полярным кругом были — в монастыре св. Трифона Печенгского, и на Соловках.   Везде  поражало отношение к людям. Столько любви! Столько добра! Хотя люди северные — сдержанные, молчаливые, да и климат не особо располагающий к яркому эмоциональному общению. Нас встречали везде как родных: кормили, мыли, ухаживали. Ребятам сначала было это странно, потом привыкли, на свечке вечерней говорили: «Ну и друзья у Центра!». А в дорогу нам коробки еды собирали. Сидим как-то у костра, кто-то спрашивает:»А что на ужин?»,  дежурный оглашает список: » Чай от отца Прокопия, печень трески от отца Давида, конфеты от отца Вячеслава».

О переменах.

Огромная польза нашего проекта в том, что условия, в которых оказываются дети — не вымышленные, не рассказанные,  а настоящие. Начиналось у нас очень тяжело. Обычно мы так подгадываем, что в путешествие отправляются ребята, уже пожившие в Центре, привыкшие к нам, к нашим правилам. А тут — все новые, двое ребят — на отмене веществ; из-за этого — раздражительность, апатия, отсутствие аппетита, потом, наоборот, дикий аппетит. Кто-то вообще не понимал, что такое путешествие, поход. Приходилось все очень спокойно объяснять. В первый месяц их надо было собрать, зато второй месяц мы уже очень активно проживали. Как раз в середине пути посещали необыкновенные места: полуостров Рыбачий, полуостров Средний. Во время Великой Отечественной Войны это было единственным местом,  где немцев не пустили дальше погранзоны. Теперь на той территории находится музей под открытым небом: почва каменистая, тундра, поэтому все с времен войны так и лежит. Очень здорово, что мы смогли там помочь батюшке поставить храмовую палатку, настоящую, с куполом. Наши ребята участвовали в службе, читали на Литургии списки погибших в Заполярье, —  живое участие очень важно, это не просто отстоял, посмотрел и ушел. Еще у нас радость была: один молодой человек, Даня, крестился. Такая благодать была на нем необыкновенная  — на каждой литургии причащался. Вообще, к концу похода у нас было только два мальчика, которые не участвовали в таинствах; все остальные постепенно присоединялись:  тут с батюшкой поговорят, тут послушают, тут вопрос зададут. Так шаг за шагом они приближались к осмыслению себя и к тому важному вопросу:  если есть Бог, если есть я — почему мы не вместе? Пройти этот путь помогали как раз наши замечательные друзья: священники, миряне, монахи, их жизненный пример .

Природа: столкновение с реальностью.

Опыт веры им очень пригодился в походе, потому что бывало очень тяжело. Особенно в Хибинах. Мы попали в туман, все промокли до нитки, замерзли. И дети потом говорили, что спасала только молитва. Даже один молодой человек, настроенный очень критически, категорически не соглашавшийся участвовать в таинствах, и то, в самый тяжелый момент перекрестился и пошел.

Проживание в лесу, общение с природой дало очень много. До нашего путешествия было не представить, что от некоторых ребят можно услышать такие слова: «Как красиво! Какие пейзажи! Я должен все это запомнить! Мне надо просто постоять, забрать в себя и унести!». Мы видели северных оленей, касатку, морского льва, купались в Северо-Ледовитом океане (правда, очень быстро), встречали медведя. Понимание и восхищение красотой мира и знакомство с разными людьми, с их судьбами — это все помогает ребятам приобрести осознанность и представление о взрослой жизни.

Конечно, все это не проходит бесследно. Очень важен труд; ведь мы еще работаем в каждом монастыре.  К концу путешествия вся эта накипь — темнота, подлость, пошлость, лукавство — все отпадает. И включается детство — недоигранное, яркое, просто взрывное, когда все в радость. Сейчас, в городе, это постепенно потеряется, но главное не уйдет.

P.S. Подарить сердце.

Теперь в Центре начинается учебный год, трудный вдвойне, потому что Юлиане и ее сотрудникам нужно не только бороться за души ребят, но и постоянно решать финансовые трудности. Когда участники похода проходили очень трудный участок пути в горах, и в лицо бил дождь с градом, внимание одного мальчика  привлек большой камень в форме сердца. Юлиана пошутила: «Возьми с собой, подаришь любимой девушке».  Молодой человек открыл рюкзак и положил туда камень-сердце. И еще шесть дней нелегкого пути нес его на своих плечах. Когда поход закончился, и ребята вернулись в Петербург, мальчика спросили: кому же ты подаришь свое сокровище? И он сказал, что подарит Центру. Центру очень нужны и другие, живые сердца, способные своим материальным участием поддержать педагогов, и тот, уклад жизни, возвращающий подростков в жизнь. О том, как можно сделать пожертвование, смотрите на сайте Центра: http://svtvasilij.ru/pozhertvovat