Для тех, кто остался детьми

16 сентября 2015 года

На сцене Духовно-просветительского центра «Святодуховский» гости из Свято-Елисаветинского монастыря (Минск) 15 сентября показали спектакль «Маленький принц». Помощь в организации спектакля оказал Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) Санкт-Петербургской епархии.

Большинство артистов — воспитанники интернатов для людей с особенностями психофизического развития. В спектакле играют и инвалиды-колясочники, и даже подростки с серьезными речевыми нарушениями — они произносят свои реплики, как могут, а дублирует их актер Национального академического драматического театра имени Горького Александр Жданович. Он не только исполняет роль летчика, он — автор идеи спектакля.

«Мы с супругой — прихожане Свято-Елисаветинского монастыря, — рассказал Александр Викторович, — Когда сестры монастыря узнали, что жена по специальности — актриса театра кукол, они пригласили ее в интернат, чтобы она занималась с детьми, а потом и я подключился. Все дети сначала были в одном интернате, сейчас они разъехались по разным учреждениям, но мы по-прежнему собираемся, общаемся — мы, пользуясь терминологией Экзюпери, «приручили» их и не можем бросить».

Действие приспособлено под возможности актеров-инвалидов, но от этого оно не перестает эмоционально увлекать. Играть детям помогает не только Александр Жданович — в спектакле участвуют несколько сестер милосердия из Свято-Елисаветинского монастыря. Под их руководством подростки-актеры во время спектакля активно общаются со зрителями, спускаются в зал. Бывает, и кого-нибудь из публики просят участвовать в действии — например, нарисовать барашка. Нужный настрой помогает создать и оформление спектакля — изображения транслируются на экран; этот прием сейчас используется в различных шоу.

Александр Жданович ставит спектакли с детьми-инвалидами в течение десяти лет. «Впечатление от первого знакомства было скорее негативным, — признается он. — Мне показалось, что у детей ничего не получится, а главное — что им это не очень-то и нужно. Но потом я понял, что это чистые сердцем люди, рядом с ними мне порой легче, чем со многими из взрослых. Мы стали делать спектакли, сначала короткие, потом все длиннее и длиннее — «Сказку о рыбаке и рыбке», «Снежную королеву».

Замысел «Маленького принца» возник несколько лет назад перед Пасхой. «Мне нравился материал, но я не понимал, какой ключ к нему подобрать. Видел спектакли и фильмы, но они не производили впечатления — исключением был разве что старый радиоспектакль с Бабановой и Консовским. Но когда мы начали работать, я понял, что произошло то, что на театральном языке называется попаданием. Смысл «Маленького принца» — в конфликте между миром ребенка и миром взрослых. Маленького принца невозможно представить взрослым, это образ вечного детства. Но ведь так можно сказать и про наших воспитанников — они никогда не станут взрослыми!»

Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы в Минске было образовано в 1996 году. В 1999 году митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил регистрацию монастыря. Сестры активно занимаются социальной работой, в том числе с пациентами лечебных учреждений, имеющими отклонения в умственном развитии.

По материалам ИА «Вода Живая»; фото:Андрей Петров