«Главное – следовать за жертвенным примером, который явил нам Господь Иисус Христос. А что есть Господь? Он есть Любовь. Он взошел на крест и отдал Себя на страдания и мучения. И каждый христианин призван идти путем Иисуса Христа. Служить Богу и ближнему. Евангелие – главная книга, которая призывает человека к жертве и любви к ближнему. В какой-то момент, читая Евангелие, я услышал слова Господа: «Я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф., 25:35). И наоборот. Господь не говорит грешникам: «Вы курили, блудили, пьянствовали – идите в огонь вечный». Главное, за что мы будем осуждены или оправданы, — это творили мы любовь или нет. А любовь… Я когда венчаю пары, я спрашиваю молодых: что такое любовь? Дают разные ответы. А самое четкое определение любви: «Носите тяготы друг друга , и так исполните закон Христов».
Что сегодня важнее – подать человеку одежду, кусок хлеба или проявить деятельное участие в его жизни, посидеть на краешке его постели, побыть с ним, когда ему тоскливо. Одежды и хлеба сейчас всем хватает. А вот в чем самый большой дефицит в современности? В любви. Может быть, какая-то нищая бабушка имеет в своем сердце благодать Святого Духа, и она гораздо богаче нефтяника, у которого много денег, но в глазах пустота и тоска. И вопрос не в том, как лучше организовать обмен материальными благами. Церковь не социальный институт, а училище любви, живой организм, внутри которого человек может переродиться. Главное не дать человеку рубашку, а проявить любовь. Ценность социального Служения Церкви в том, что она не только обувает, одевает человека, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации, но и показывает ему путь, по которому надо пойти, чтобы изменить жизнь.
Социальное служение – это, прежде всего, акт любви, жертвенное служение членов Церкви. С моим приходом Отдел был полностью изменен: появилось новое название, набраны новые люди. Теперь, подобно Синодальному, наш отдел состоит из нескольких Координационных центров. Каждый занимается своим направлением: детьми-сиротами, бездомными, алкоголизмом и наркоманией, инвалидами. Есть Общество психологов и центр, объединяющий добровольцев и сестер милосердия. Совсем недавно, по благословению Владыки, добавлен новый Координационный центр, занимающийся глухими и слепоглухими. Нельзя выбрать какое-то одно направление, которым мы особенно занимаемся. Мать, у которой есть несколько детей, нельзя спросить, какого ребенка она больше любит, какому уделяет больше внимания. Все люди, которые работают у нас, прикладывают максимум энергии и сил, чтобы реализовать те цели и задачи, которые ставят перед ними Отдел, архиерей и они сами. Каждый Координационный центр работает в своем направлении. Нельзя сказать, что наркозависимый для нас более важен, чем бездомный, а бездомному мы скорее поможем, чем ребенку или инвалиду. Мы, по мере возможности, стараемся помогать всем страждущим людям, находящимся в трудных жизненных обстоятельствах. Координационные центры внутри себя делают это как можно лучше, чтобы привлечь больше приходов.
Через конференции мы нащупываем единомышленников, людей, которые мыслят такими же категориями, как и мы. В этом очень большая практическая польза. Мы выносим на обсуждение те вопросы, которые наиболее важны сейчас, на которые мы сами ищем ответы. Мы выслушиваем различные мнения, и через такое тесное соприкосновение нам встречаются новые люди, которые смогут стать соработниками в нашем служении. Перед конференцией, посвященной вопросам алко- и наркозависимостям Координационный центр, возглавляемый протоиереем Максимом Плетневым, изучил всю ситуацию в Петербурге и Ленинградской области. Им были приглашены к участию все организации, занимающиеся этой проблемой. Также у нас прошла конференция по детям, оставшимся без попечения родителей. После нее у нас сложились очень теплые отношения с одной из участниц – директором Фона блаженной Матроны Московской Надеждой Арзамасцевой. Сейчас Надя очень активно взаимодействует с нами, часть ее проектов реализуется на площадке нашего Отдела. На приходе Спасо-Преображенского собора организованы занятия с детьми-инвалидами в учебной типографии, что способствует их социализации. Таким образом, одна из задач конференции – обменяться опытом и призвать людей к взаимодействию, если оно необходимо.
Я не люблю понятие «социальная работа». Оно какое-то искусственное и светское. Мы стараемся сами научиться любви и надеемся, что через наше делание этому научиться еще кому-нибудь. Сколько было случаев, когда мы помогли людям, которые впоследствии сами начинали помогать другим. А это потому, что просыпалось в сердце что-то. Этим мы и отличаемся от государственных структур.
Что такое приход? Это социум, община, семья. Руководит этой семьей – старший, священник. Когда он призывает своих чад к служению, он говорит: «Дорогие мои, мы сами открываем свое сердце и меняем его, жертвуя собой, своими деньгами, своим временем». В милосердном служении важно не количество собранных денег, а количество участвующих в нем прихожан. Если в приход 300 человек и каждый сделает даже самые небольшие усилия, чтобы кому-то помочь, – представляете, какая это сила! Что мы должны делать – так это рассказывать о красоте, сладости этого служения. Когда в Саранске я впервые оказался в Хосписе, я был поражен. С внешней стороны – это такое скорбное место, где лежат недвижимые люди; вообще-то там не хочется оставаться ни минуты. Но когда ты являешь свою любовь людям, которые там находятся, то твое сердце наполняется неизъяснимой радостью. И те, кто вкусил этой радости, должны не только сами в ней находиться, но и рассказать о ней другим. Чтобы показать путь, по которому надо пойти, чтобы стать счастливым. А счастье – это соучастие. Вот и все. И я думаю, что это самый главный фактор. Гораздо более значимый, чем то, сколько на сегодняшний день собрано денег или вещей, – сколько людей из прихода принимает участие в милосердном служении, в деле любви к ближнему».
Председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель Спасо-Преображенского собора, благочинный Социального благочиния Санкт-Петербургской епархии, благочинный Калининского округа Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Николай Брындин