Лепта в бочке

7 июля 2015 года

Вот стоит город. Миллион вопросов, миллион проблем. У всех своя нужда и свой избыток: любви, финансов, вещей, идей. Если грамотно соединить эти составляющие, появляется шанс кому-то помочь, не меняя глобального устройства мира и не совершая революций.

Однажды я шла домой и заметила зеленые бочки со смешными носиками, появившиеся на газоне. Думала, что раздельный мусор, а оказалось – сбор вещей. На каждой бочке – табличка с просьбой сообщать, если контейнер  переполнен. Сложно не оценить идею, если она касается тебя лично. Придя домой, я наконец-то перетряхнула шкаф, без страха завалить квартиру полиэтиленовыми пакетами «на отдачу».  Приятно понимать, что просто делая уборку для себя, приносишь пользу еще кому-то.

Как оно работает?

В контакте есть группа «Благотворительный фонда «Лепта» — сбор вещей» (https://vk.com/fondlepta). Практически каждый день на стене там появляются сообщения «Контейнер на углу улицы Симонова переполнен» или «на углу Композиторов и Просвещения упал контейнер».  По сигналу к указанному месту отправляется машина: вещи забирают, бочку чинят. Жители района адаптировали благотворительную инновацию для себя по-разному. Большинство, конечно, поддержало; домоуправленческая элита, ЖКХ периодически предлагают оплатить занятый бочками газон; бездомные научились проникать в отверстие палкой и вылавливать пакеты: тут же и устраивают примерочную. Тоже хорошо. Такая спонтанная благотворительность.

Машина отвозит вещи в главный магазин в Колпино, там они сортируются и попадают в торговый зал нескольких уровней продаж. Самая хорошая, фирменная одежда красуется перед покупателями неделю и, если никому не придется по вкусу, переходит в следующий зал. Там и подешевле, и попроще, и продается килограммами. Каждый день недели цена за килограмм тоже уменьшается.  На третью неделю пребывания в магазине одежда переводится в следующую категорию иронично названную «Рублевка» — значит, цены рублевые. Больше всего людей в магазине  можно встретить в пятницу. Это день действия социальной карты. Инвалиды, беженцы, многодетные и пенсионеры могут забрать с собой столько одежды, сколько влезет в черный полиэтиленовый пакет.

Открыть магазин в Колпино пришлось из-за сравнительно недорогой аренды. Второй благотворительный секонд-хенд недавно появился на Свеаборгской улице; планируется открытия третьего.

Кто это придумал и в чем здесь благотворительность?

Бочки со смешными носиками  вызвали у меня два  нетерпеливых вопроса: кто их придумал и много ли туда кидают мусора. С директором проекта, Екатериной Максимовой мы познакомились уже в машине по дороге в Колпинский магазин. Вместе с супругом  Дмитрием  они ехали туда завезти очередные мешки с вещами.

» Я верующий человек, и я считаю, что это Господь меня поставил благотворить.  У  нас был небольшой бизнес, потом разорились, и осталось очень много детской одежды. Тогда я познакомилась с фондом «Особое детство». Он не очень известный, но честный, помогает деткам с ДЦП. А сейчас мы им всю прибыль отчисляем. На конкретных детей, на реабилитацию, на массаж, на дельфинотерапию»,- рассказывает Екатерину. Она — идейный руководитель проекта.  Чуткая к просьбам, смелая в решениях — «леди-благотворитель». Справиться с технической стороной вопроса помогает Дмитрий.  Перед тем, как браться за проект, он изучил, как устроены такие магазины в Европе и Америке.  «Идея-то не новая.  На Западе этим обычно занимаются организации, у которых основной бизнес — это переработка текстиля.  Мы тоже, конечно, мечтаем это освоить, особенно, когда разбираем некоторую одежду», — смеется он.

Тут-то и настало время для моего второго вопроса: а как же вы вообще разбираете эти контейнеры, туда же, наверное, мусор кидают?

«Мусора-то немного, а вот одежда бывает — совсем плохая. Действительно, вместо помойки к нам бросают. Это ведь как люди разные, так и то, что они кладут. Бывает, наоборот, хорошая, стиранная — глаженная».

В будний день в колпинском магазине народу немного. Екатерина с Дмитрием показывают мне разные залы. Среди отданной одежды попадаются и раритеты: неношеная пионерская рубашка, красный галстук.  «Повесили вывеску «Благотворительный магазин. Сначала все не очень поняли, что это такое. Первыми покупателями у нас были бабушки, быстрее всех разобрались», — рассказывает Екатерина.

Лепта – это сколько?

Когда проходишь между рядами одежды, возникает ощущение правильности всего происходящего. Ставшая ненужной для одного человека, вещь может пригодиться другому. Гонка за новинками сезона остается где-то в стороне, как и другая шелуха нашего пробрендированного сознания. Конечно, благотворительный секонд-хенд – не панацея от перепроизводства, не спасение для неимущих, но все-таки шаг  к освобождению от лишних вещей, лишних трат и ненужных амбиций. Лепта.

Молодой человек с украинским говором взвешивает черный пакет с вещами. В обоих магазинах менеджерами и кассирами работают украинцы. Год назад «Лепта» началась с большого склада, в котором бесплатно раздавались вещи в основном беженцам. Там Екатерина и нашла ребят, нашедших возможность взять семью и уехать от войны. Дать работу для пяти-шести человек, когда масса людей оказалась без дома, без средств к существованию – много это или мало? Лепта – хорошая мера.

Наверное, лепта – это, прежде всего, усилие. Наша попытка вырваться из собственной скорлупки и увидеть реальность. Я не говорю о страданиях и нищете; я говорю о богатстве решений, кроящихся в каждой, даже самой непростой ситуации. Настоящее милосердие требует творчества. А его формой вполне могут стать зеленые железные бочки со смешными носиками.