Состоялась VI Всероссийская конференция «Святитель Феофан — основатель православной психологии»

6 февраля 2020 года

В Санкт-Петербургской Духовной Академии 4-5-6 февраля 2020 года состоялась Всероссийская конференция «Феофан Затворник – основатель христианской психологии», организованная Епархиальным Обществом православных психологов Санкт-Петербурга Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии и Храмом Петра Митрополита Московского, в 6-ой раз.

Перед открытием конференции иеромонах Феофан (Друганов) совершил молебен на начало доброго дела.

В своих работах святитель Феофан Затворник часто обращался к богословской теме о природе человека. В конце XIX века он писал, что необходимо ввести и развить такое направление христианской антропологии как психология- христианскую психологию. Мы взяли на себя смелость развивать это направление науки о человеке -христианскую, православную психологию. Мы, православные психологи, изучаем, анализируем святоотеческое наследие и интегрируем его с данными современной психологии, подвергая их критическому осмыслению. Это основная теоретическая задача нашего Общества , кроме практических семинаров и встреч, которые мы проводим:

С таким словом к собравшимся обратилась доктор психологических наук, профессор СПбДА, председатель Епархиального Общества православных психологов Л. Ф. Шеховцова. На сегодняшний день прошло уже множество дискуссий, посвящённых использованию психологии в деле пастырского служения. Сложившаяся в Церкви практика, когда многие видят в священнике духовного отца, наставника, способного разрешить все душевные проблемы, человек же являет собой единство духа, души и тела, то оказывается, что при решении тех или иных вопросов, касающихся душепопечения, очень сложно разделить сферы компетенций священника и психолога, врача. Именно поэтому христианские учёные, среди которых преподаватель, а затем и ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии святитель Феофан Затворник, рассматривая психологию в свете христианского учения о человеке, соединяли православную антропологию с опытом светской науки.

Затем иерей Феодосий Амбарцумов зачитал приветственное слово председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерея Николая Бындина, в котором тот отметил, что развитие православной психологии призвано уменьшить социальные и семейные проблемы многих верующих.

В первый день конференции основной темой сообщений стали вопросы семьи и брака: причины развода. В своих докладах участники рассмотрели главные проблемы, с которыми сталкиваются многие современные семьи: измена, конкуренция за право главы семьи, зависимое поведение одного из супругов, вмешательство родителей и неправильное развитие отношений. Выходом из складывающихся семейных ситуаций представляется совмещение знаний современной психологии о том, что происходит с супругами с православным опытом духовной жизни. Также докладчики рассказали о преодолении семейных конфликтов на примерах из собственной практики. Член Епархиального Общества православных психологов М. С. Брагина рассказала о стадиях взаимоотношений, через которые проходят все влюблённые. Она отметила, что во время кризисных этапов люди не должны замалчивать свои обиды, которые в последующем могут привести к разрушению семьи.

После докладов обсуждение продолжилось в формате Круглого стола, посвящённого причинам семейных разводов. Ведущим Круглого стола выступил проректор по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Хулап, он поделился с собравшимися информацией о проблемах, приводящих к распаду церковных браков.

Во время круглого стола слушатели имели возможность задать интересующие их вопросы профессионалам.

В первый день конференции с докладами выступили:

Второй день VI Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» участники посвятили обсуждению богословских и психологических аспектов личности. В прозвучавших докладах был дан подробный разбор самого определения личности, рассмотрена история формирования религиозно-философских представлений об этом понятии, а также представлен сравнительный анализ мнений святых отцов и учителей Церкви по этому вопросу.

«Нынешний день конференции посвящён теме личности, её богословским и психологическим аспектам. Без сомнения, всё, что связано с человеком рано или поздно становится вопросом для обсуждения. А поскольку у нас есть свой взгляд на человека, то у нас должно быть и своё понимание личности. Для нас слишком дорого всё то, что связано с человеком, потому что “нас ради человек и нашего ради спасения” Бог воплотился — стал человеком»:

с таким приветственным словом к участникам конференции обратился протоиерей Михаил Браверман, открывая работу секции.

Сложность и многогранность обсуждаемой проблематики показал в своём докладе «Теологические концепты “личность” и “межличностные отношения” как онтологическое основание современной православной богословской антропологии» доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета к.б.,к.ф.н. С. А. Чурсанов. Центральной проблемой при определении названных понятий Сергей Анатольевич назвал размывание христианского богословия под давлением мировоззренческого плюрализма. Это выражается в том, что в христианство привносятся понятия, которые до этого никогда не использовались. При этом происходит интеграция языческих или синкретических элементов в богословие. В качестве одного из способов защиты от подобного негативного влияния может быть подход, когда православное богословие основывается исключительно на Божественном откровении и Предании. Докладчик отметил, что при изучении Писания, постановлений Вселенских соборов и трудов святых отцов можно выделить следующие свойства личности: свободу, уникальность, целостность, открытость, способность к творчеству и возможность межличностного общения. Каждое из этих свойств имеет своё основание в тринитарном богословии и христологии, что в очередной раз подчёркивает наличие образа Бога в каждом человеке. Поэтому, по словам Сергея Анатольевича, современная психология должна учитывать богословскую антропологическую модель личности и межличностных отношений при оказании помощи людям.

После того, как участники конференции прослушали доклады, обсуждение продолжилось в формате Круглого стола. Наиболее оживлённую дискуссию вызвали тема феномена субъективности человека и вопрос момента непосредственного участия Творца при зарождении каждой личности. Здесь активные участники дискуссии прот. Константин Константинов и иер. Сергий Фуфаев высказывали две различные точки зрения: часть научного собрания поддержала мнение, что Бог непосредственно участвует в творении каждой личности; вторая группа отстаивала позицию, согласно которой Бог создал лишь механизм, по которому «личность» передаётся от родителей к ребёнку. В конце дискуссии участники сошлись во мнении, что данный вопрос лежит вне компетенции человека и представляет собой тайну Божественного домостроительства. Также за Круглым столом обсудили определение ипостаси и других терминов античной и христианской антропологии. Участники Круглого стола сошлись во мнении, что проблема личности в христианской антропологии является сложной и требует дальнейшего обсуждения.

Завершился Круглый стол тем, что каждый участник поделился своими впечатлениями и мыслями о полученной на конференции информации. После чего доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, председатель Епархиального Общества православных психологов Л. Ф. Шеховцова поблагодарила всех докладчиков, отметила высокий научный и богословский уровень выступлений, а также выразила надежду на дальнейшие сотрудничество.

5 февраля с докладами на VI Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» выступили:

В завершающий день конференции, 6 февраля, прошла праздничная Литургия в храме Святителя Петра Митрополита Московского на Роменской улице. После чего состоялось подведение итогов конференции. Участники обсуждения делились впечатлениями, предлагали темы, которые могли бы быть рассмотрены на последующих конференциях.

По окончании, участники и гости конференции отправились в паломническую поездку в часовню блаженной Ксении Петербургской в День ее памяти.